
2025-10-31
В современном ландшафтном дизайне люки с облицовкой из нержавеющей стали стали неотъемлемым элементом, особенно там, где важно сохранить целостность больших мощёных поверхностей или главных прогулочных дорожек. Люк является не только функциональной частью инфраструктуры, но и визуальным элементом композиции.
В практике благоустройства проектирование таких люков требует индивидуального подхода — в соответствии с рисунком и модулем существующего покрытия. Индивидуализация касается не только подбора цвета и текстуры, но и точного соответствия размеров и формы, чтобы достичь визуально бесшовного эффекта.
Наиболее часто на нержавеющих люках укладывают материалы с малой деформацией под воздействием внешней среды — натуральный камень, плитку под камень, водопроницаемую брусчатку и т.п.
Однако на одном из проектов был замечен пример, где на нержавеющий люк был уложен асфальт. Люк располагался в нижней точке пандуса у главного входа — в месте скопления дождевой воды.
Линейный лоток, установленный по направлению стока воды, помогает направлять осадки в дождеприёмник, уменьшая воздействие потоков на другие участки. Но на расстоянии менее 30 см от лотка был размещён дождевой люк, выполненный из нержавеющей стали, на поверхность которого уложен асфальт. Люк был аккуратно окантован нержавеющей рамкой и имел 12 дренажных отверстий — для сохранения визуального единства с прилегающим асфальтовым покрытием.
Возможно, такая ситуация возникла из-за недостаточной координации между инженерными разделами на стадии проектирования и отсутствия оптимизации расположения дождеприёмника.
Теоретически, на нержавеющий люк можно уложить любой материал, включая асфальт. Однако на практике такое решение встречается крайне редко.
Коэффициенты теплового расширения нержавеющей стали и асфальта различаются. При колебаниях температуры это может привести к появлению напряжений между материалами, что негативно скажется на устойчивости люка и целостности асфальтового покрытия.
Нержавеющая сталь обладает отличной коррозионной стойкостью, и асфальт сам по себе не оказывает на неё коррозионного воздействия. Однако при высоких температурах асфальт размягчается и может прилипать к металлической поверхности, затрудняя открытие и обслуживание люка.